Яндекс.Метрика

* Внимание! Ассортимент в процессе обновления, многих позиций нет на сайте, наличие и цены уточняем по запросам! Коммуникация по e-mail или в чате Telegram! *

* Внимание! Ассортимент в процессе обновления, многих позиций нет на сайте, наличие и цены уточняем по запросам! Коммуникация по e-mail или в чате Telegram! *

17-летняя история компании ЮНИТЕСТ в интервью с ген. директором Овчинниковым В.В. Часть 1

Редакции Techportal.Ru удалось организовать уникальную беседу с генеральным директором компании ЮНИТЕСТ, Валерием Васильевичем, которая позволила узнать всю 17-летнюю историю развития компании. И мы с радостью поделимся ею с Вами!

Так уж сложилось на рынке безопасности, что, как правило, лучше директоров никто не расскажет об оборудовании. Они и помнят, как было «тогда», и знают как есть «сейчас», и расскажут как будет «завтра». Так было и в компании ЮНИТЕСТ. В ходе нашей беседы Овчинников Валерий Васильевич настолько увлек нас своей историей, что вместить ее мы смогли лишь в 3 части. О том, что же «было тогда» и с чего начинался путь ЮНИТЕСТа, Вы узнаете прямо сейчас! Приступим?

Л. – Мельникова Людмила

В.В. – Овчинников Валерий Васильевич

 

С чего начинается Юнитест…

В.В.: «Да, действительно наша компания отметила в этом году свое 17-летие. С чего мы начинали? Трудно назвать что-то одно. Так сложилось, что жизнь дала мне возможность попробовать себя во многих направлениях и научиться очень разным вещам.

До того как я создал компанию Юнитест, мне довелось поработать в различных научных областях - это были и химия, и физика, в том числе физика твердого тела, и электроника. Было немало интересных проектов, в ходе которых я занимался разработкой самых разных вещей. Практически всех направлений, которые были на тот момент в технике, я так или иначе коснулся в своей жизни.

Когда изменился наш общественный строй, пришло осознание, что нам – ученым – необходимо сосредоточиться в первую очередь на практических вещах, создавать что-то нужное людям, а не заниматься «наукой ради науки». Я стал искать это «что-то», и весь тот арсенал знаний, которым я владел, натолкнул меня на мысль о системах сигнализации. В то время как раз намечалась революция в этой области, точнее сказать, она шла полным ходом. Стремительное развитие электроники сделало возможными технические решения, которых до того не существовало. За рубежом это все было очень развито, а у нас, практически, в зачаточном состоянии.

Поэтому, когда появились первые микропроцессоры, позволившие создать более-менее серьезное решение, мы тут же воспользовались этим и разработали систему сигнализации ЮНИТРОНИК. Это была первая российская адресно-аналоговая система сигнализации. Чтобы оценить масштабы этого решения, достаточно просто сравнить его с ранее существовавшими шлейфовыми системами.

Немного теории

В.В.: «Шлейфовые системы, созданные еще в прошлом веке, предусматривали подключение пожарных извещателей к пульту сигнализации с помощью двухпроводных линий (шлейфов сигнализации), по которым производилось питание извещателей и передача сигнала о пожаре от извещателя. Сигнал о пожаре в шлейфовых системах передается путем изменения величины тока или напряжения в шлейфе сигнализации, т.е. это один коллективный сигнал для всего шлейфа, а поэтому, если к шлейфу подключено несколько извещателей, то на пульте сигнализации невозможно определить, какой из них выдал сигнал о пожаре. В результате, если один шлейф сигнализации защищает несколько помещений (часто так делают из соображений экономии), то дежурный потом бегает и ищет, в каком же из них… Это первый минус шлейфовых систем. Второй минус заключается в огромном количестве проводов, ведь, чтобы «знать наверняка», провод придется вести от каждого помещения. Вот и получаются огромные «пучки», которые проложить то, как правило, негде, а ведь их еще нужно обслуживать. Потому, если какой-то провод повредится, его даже никто не пытается найти – просто сверху прокладывают еще один. И «пучок» растет…

Когда стали доступны микропроцессоры, которые можно устанавливать в каждом извещателе, появились адресные системы, предполагающие расположение всех извещателей на одной адресной шине. И хотя шина представляла из себя, по сути, все тот же двухжильный провод, обмен данными уже происходил по цифровому протоколу, индивидуально с каждым извещателем. Это техника нового поколения, в появлении которого и таился один из основных смыслов технической революции.

Использование цифрового протокола открыло массу новых возможностей для дальнейшей эволюции систем безопасности. Если шлейфовый прибор способен только на прием от извещателя примитивной информации (пожар есть/ пожара нет), то в адресно-аналоговых системах стало возможным, например, передать информацию о состоянии самих датчиков, о степени их задымленности. Именно такую систему сигнализации мы и воплотили в жизнь».

Дебют!

В.В.: «Система ЮНИТРОНИК была создана в 1998 году, а годом позже, в 1999-м, мы вывели ее на рынок. Впервые мы показали систему на выставке в Манеже (именно там в тот момент проводились все выставки по безопасности), и она [система ЮНИТРОНИК], буквально, произвела фурор. Потом еще много лет вокруг нашего стенда собиралась вся выставка. А ведь мы были тогда очень маленькая компания, начинающая.

Другие нам завидовали, потому что, прибор был для того времени очень необычный. Ведь у него был дисплей, а на дисплее даже писались слова! Не просто лампочка зажигается, что в какой-то комнате пожар, а, к примеру, в кабинете директора или секретаря, или в бухгалтерии. Отменить тревогу тоже было весьма просто – с помощью ключа Touch Memory («тач мемори»), к каждому из которых приписывалось имя его владельца (обычно дежурного), и вся информация хранилась в электронном журнале событий. Это и был наш дебют.

Сегодня ЮНИТРОНИК широко используется в жилищном строительстве. В одной только Москве и области в год порядка двух миллионов квадратных метров жилья вводится именно на ЮНИТРОНИКе. Конечно, он применяется и на других типах объектов (заводы, магазины, больницы, торговые центры), но особенно он полюбился в жилье...

Первые трудности

В.В.: «Несмотря на то, что впервые представленный в России ЮНИТРОНИК всем нравился и пользовался большим интересом, эта техника была непривычна и сложна для людей. Монтажники неизбежно сталкивались с необходимостью овладения искусством программирования адресных приборов, а это задачка не из легких.

Со шлейфами ведь все гораздо проще: прикрутил датчик, провел провод и все – система работает. Здесь же, для получения информации, что именно Иванов отключил сигнал о пожаре, или что именно в кабинете директора сработал датчик, требуется настройка и программирование. Причем запрограммировать это все должны не мы, а монтажник, на месте. И вновь мы упираемся в задачу обучения. Тогда-то мы и решили, что сделаем и шлейфовый прибор тоже».

Новое – хорошо доработанное старое

В.В.: «Поскольку в область безопасности мы пришли сразу с более сложным и продвинутым решением – с адресной системой, задача создания прибора предыдущего поколения нам далась сравнительно легко. В результате появилась модель нового, современного шлейфового прибора, обладающего целым рядом функций, ранее недостижимых в технике этого класса.

Прибор назывался МИНИТРОНИК. Несмотря на то, что представили мы его в 2002 году, по своим возможностям он до сих пор стоит посередине между шлейфовыми и адресными приборами. Он – больше, чем просто шлейфовый прибор. Нам удалось выжать из шлейфа, обращаю внимание, не адресного, очень высокую информативность.

 

На базе шлейфового прибора, который обычно работает по очень простой прямолинейной логике, мы создали прибор, позволяющий создавать на объекте такую сложную логику управления пожарной автоматикой, которая доступна только адресным приборам. Причем МИНИТРОНИК (вместе с модулем реле УШУ) справляется с этим без какого-либо программирования. Прибор настолько умный, что он сам определяет, что к нему подключено, и меняет логику поведения в зависимости от того, с каким именно извещателем он взаимодействует.

Вся настройка осуществляется обычными монтажными приемами. Соединили датчики и провода одним способом – прибор выстраивает первый режим работы, соединили другим способом – выстраивает второй. То есть достаточно правильно нарисовать схему и скрутить все провода, а прибор самостоятельно сформирует или выберет логику работы. Никакого программирования.

Мы придерживались идеи Plug&Play, если понимаете о чем я. В то время ведь просто так подключить мышку к компьютеру было нельзя, надо было еще дискеты вставлять, программы переносить, настройки задавать. А сейчас - мышку подключаете, и всё само собой начинает работать. Именно эту идею мы и реализовали в своем шлейфовом приборе.

Конечно, в рамках интервью очень трудно рассказать обо всех возможностях прибора МИНИТРОНИК, для этого лучше посетить наш бесплатный обучающий семинар».

Регионы под надежной защитой

В.В.: «Могу рассказать о достаточно сложном проекте, который был реализован на базе МИНИТРОНИКа. Речь идет о 17-ти этажном жилом доме с полноценной системой дымоудаления.

Для того, что бы подобные проекты стали возможны, мы создали не только сам прибор, но и широкий ряд сопутствующих ему устройств. Данный проект весьма охотно использовали в регионах, а мы в свою очередь настоятельно рекомендовали его для них, ведь он доступен по цене и во многих случаях позволяет решить те же проблемы, что и сложные адресные системы».

По мотивам фильма «Один дома»

В.В.: «Следующая наша разработка была не менее интересна - это пожарный извещатель «ОДИН ДОМА» (2008 г.). Сейчас его, наверное, по всей стране знают. Его особенность заключается в системе самотестирования, благодаря которой он может быть установлен в помещении один. Отсюда и название.

Обычные дымовые пожарные извещатели, работающие с шлейфовыми приборами, имеют один недостаток, заложенный в самом принципе их работы. Я бы назвал его «родовой травмой». Извещатели устроены так, что они выдают сигнал только при пожаре, а в дежурном режиме работы не выдают никаких сигналов. Поэтому невозможно определить, работоспособен конкретный извещатель или он уже «умер». Он так устроен, и с этим ничего нельзя сделать.

А ведь собственно надежность пожарных систем определяется извещателями, просто по той причине, что их на объекте очень много. Прибор один, а извещателей может быть и сто, и двести, и триста. И вероятность того, что один из этих трехсот откажет, немаленькая. И если прибор на виду у дежурного, то извещатели разбросаны по всему объекту, за ними не уследишь.

На самом деле мы даже статистику в то время изучали. Оказалось, что из тех объектов, на которых произошел пожар, и которые были оснащены сигнализацией, в 50% случаев она просто не сработала. Почему? Из-за извещателей. Вероятность того, что как раз тот самый неработающий, а может быть и не один, извещатель окажется именно в очаге пожара, достаточно велика. Именно по этой причине в нормативных документах прописано, что в одном помещении, даже в самом маленьком, должно быть не менее двух извещателей, ведь вероятность того, что оба выйдут из строя гораздо ниже.

Однако, если извещатель имеет систему самотестирования, нормативами предусмотрено, что он может устанавливаться один в помещении. Потому что в случае неисправности мы сразу же об этом узнаем и можем заменить неисправный извещатель. Это самый правильный способ обеспечить надежную работу системы сигнализации. Мы к этому привыкли в других окружающих нас устройствах – сотовых телефонах, которые сообщают о своих проблемах, начиная с разряженной батарейки, автомобилях, на панели которых много разных лампочек, и если какая-нибудь загорается, значит, надо ехать в сервис. В пожарной сигнализации должно быть так же.

И действительно, давно уже существуют адресные сигнализации, в которых извещатели имеют систему самотестирования, и при отказе сразу появляется сообщение на приборе. Однако это дорогие системы, и их устанавливают только на крупных объектах, где применять шлейфовые приборы технически невозможно: представим хотя бы то огромное количество проводов… А вот на малых и средних объектах считается нецелесообразным применять столь дорогую систему, вот выбирают подешевле – на базе шлейфовых приборов, решений прошлого поколения, которые, как я уже говорил, имеют принципиальную проблему.

Но мы решили выйти из сложившегося тупика иначе.

Тогда-то мы и создали для шлейфовых приборов извещатель с системой самотестирования, специально для простых объектов. Встроенная в «ОДИН ДОМА» система самодиагностики позволяет ему самостоятельно определять свою работоспособность и передавать соответствующий сигнал, который шлейфовые приборы в состоянии распознать. Благодаря этому можно существенно сэкономить на системе, ведь если извещатель оборудован системой самотестирования, то он может быть установлен в помещении в единичном экземпляре. Экономия почти в 1,5 раза. В результате сегодня это самое дешевое решение в России, и в то же время превосходящее по надежности традиционные шлейфовые системы сигнализации».

Лирическое отступление

В.В.: «Многие из нас думают «со мной этого не случится». И удивительно, что даже люди, пережившие пожар, считают, что второй раз «по ним не попадет». Психология людей не меняется. Причем, то, что мы наблюдаем, типично не только для нашей страны, то же самое и за рубежом. Пожарная техника продолжает жить только потому, что правительство постоянно принимает какие-то обязывающие законы. Но если рассуждать по справедливости - мы сами можем думать и жить, как хотим, но ведь нас окружают другие люди, здания… Законы должны защищать нас друг от друга…»

Л.: «Вводим некую норму ответственности?»

В.В.: «Да-да. Но люди лишь формально выполняют букву закона и стараются вкладывать как можно меньше денег в безопасность. А в нашей стране эта проблема стоит особенно остро, потому что строят одни люди, а эксплуатируют совсем другие. Потому тем, кто строит - им главное достроить и сдать, причем, желательно, чтобы это было как можно дешевле; они не думают об эксплуатации.

Кстати, это очень серьезная идея, которую мы вынесли из нашего общения с зарубежными партнерами. У них приемку объекта в обязательном порядке делает та компания (или то лицо), которая и будет эксплуатировать его в дальнейшем. А еще чаще установкой сигнализации и ее эксплуатацией занимается одна и та же компания. Законодательство построено так, что требования предъявляются к обслуживанию оборудования. В результате бизнес устроен так, что компании зарабатывают на обслуживании оборудования, а не на его инсталляции. Парадокс, но им выгодно даже бесплатно установить оборудование, чтобы потом его обслуживать. Поэтому другие требования к приборам – они должны редко выходить из строя, сами быстро находить свои неисправности и позволять быстро себя восстанавливать. При такой организации труда один-два человека могут обслуживать сотни объектов, обеспечивая устранение неисправности за 24 часа. Приехал по звонку, прочитал все на панели, заменил неисправные узлы и извещатели, и на следующий объект.

Вот, мне кажется, в каком направлении нам нужно расти в законодательном плане, делать упор на обслуживание систем. Я даже думаю, что мы переживем революцию в этой области.

Л.: Вы принимаете участие в формировании нормативной базы? Вносите какие-то конкретные предложения?

В.В.: Конечно! Мы очень плотно сотрудничаем с ВНИИПО ("Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны"), который, собственно, занимается подготовкой всех законодательных документов в нашей области. Компания Юнитест также является членом национальной академии безопасности – НАНПБ.

Л.: Мне кажется, что в данной сфере крайне важно, чтобы именно ее участники и образовывали законодательную базу. Ведь Вы, как производитель и разработчик, фактически несете ответственность за жизни других. И в условиях нашей страны вопрос стоит довольно остро, поскольку только таким способом и можно приучить компании к правилам и порядку.

В.В.: Да-да. Техника очень сложная, поэтому законодательство простым быть не может. Нюансов огромное количество, и люди пользуются этим по-разному: кто-то хочет получить максимальный уровень защиты, а кто-то хочет вписаться в нормы понимания стоимости, и последних, к сожалению, немало. А что им делать, если заказчик не желает разбираться во всех этих тонкостях - для него главное вопрос цены? Их я тоже прекрасно понимаю. А проблема все та же – эксплуатировать и рисковать будут другие люди.

Мельникова Людмила,
Кобяков Артем,
Молчанова Юлия,
Дмитриева Алла
специально для Techportal.Ru

 

Источник:

http://news.techportal.ru/191457